00:00
Воскресенье
09 Ноября 2025
Главная страница » Информация » Информация Роспотребнадзора » Алгоритм возврата некачественного товара в магазин
8.09.2025 15:33

Алгоритм возврата некачественного товара в магазин

Очень часто в процессе покупки того или иного товара, не важно относится ли он к продуктам питания или непродовольственным мы сталкиваемся с покупкой некачественного товара.

Например, потребитель вовремя не заметил, что приобретаемый товар некачественный, а недобросовестный продавец не сказал об этом, надеясь, что покупатель не будет в дальнейшем отстаивать свои права. Или же  в приобретенном товаре  в процессе его эксплуатации или употребления выявился производственный недостаток.

Многие потребители считают, что если сразу не заметили истекший срок годности, царапины или вмятины на товаре или другие дефекты, то в дальнейшем такой товар вернуть будет сложно или практически невозможно. А зря! Продажа некачественного товара является нарушением действующего законодательства, а в случае намеренного введения покупателя в заблуждение, относительно товара, предпринимателю грозит штраф до 500 000 рублей.

Отношения,  возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров регулируются Законом № 2300-I «О защите прав потребителей». Он же устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для здоровья и жизни потребителя.    Поэтому, в случае покупки товара ненадлежащего качества, настоятельно рекомендуем Вам, воспользоваться своими правами и вернуть деньги или обменять некачественный товар на товар надлежащего качества.

В случае  выявления  недостатка приобретенного Товара  и принятия  решения самостоятельно вернуть или обменять некачественный товар, то в первую очередь  следует обратиться в магазин, где была приобретена покупка, объяснить, почему мы приняли решение вернуть данный товар. Данное обращение  подается  через  письменное заявление на возврат товара (претензию)  в двух экземплярах. На одном из экземпляров претензии продавец, либо иное лицо принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр претензии  будет свидетельством о  досудебном  урегулировании возникшего спора. К претензии прикладывается копия чека, товарной квитанции либо другой документ, относящийся к данной покупке

При этом надо знать, какие недостатки товара являются основанием для возврата или обмена товара.

Какие дефекты товара являются основанием для претензии о возврате денег или обмене товара:  

  • Заводской дефект или производственный брак непродовольственного товара. Не соответствие товара ГОСТу, ТУ и иным обязательным техническим параметрам. То есть любое отклонение в товаре от стандарта, не позволяющее полноценно использовать товар обычным образом. 
  • Неправильное хранение товара. Не обеспечение продавцом, изготовителем необходимых условий для надлежащего хранения товара. Например, хранение технически сложного товара во влажном помещении. 
  • Небрежная транспортировка товара. Например, при перевозке холодильника его не закрепили должным образом, вследствие чего на его поверхности образовались царапины, вмятины или был поврежден его механизм.  
  • Вредоносные действия третьих лиц. Такими лицами могут быть как работники продавца, так и посторонние лица. Основное условие, при котором дефект будет гарантийным, — это совершение таких действий до покупки товара потребителем. Вредоносные последствия могут наступить сразу, а могут в дальнейшем привести к неисправности. 
  • Негативное воздействие природных сил и явлений до передачи товара покупателю. Недостаток будет гарантийным не только, когда после воздействия природных сил очевидность неисправности налицо, но и по истечении определенного периода. Например, в результате сильного дождя произошло затопление склада фотоаппаратов. После устранения последствий бедствия, технику тщательно просушили и в последующем продали. У одного из фотоаппаратов окислились контакты электросхемы, что привело через три месяца эксплуатации к замыканию и выходу его из строя. 
  • Вредоносные действия потребителя, не обладавшего информацией о товаре. Покупатель, поломавший товар по своей вине, имеет право на заявление о гарантийном случае и выдвижение требований, если продавец не обеспечил его технической документацией или необходимой информацией о товаре. Например, покупателем приобретен набор тефлоновой посуды. Продавец не приложил к товару инструкцию по эксплуатации. Покупатель по незнанию использовал металлические лопатки при приготовлении пищи, в результате чего на посуде появились царапины, и она потеряла свои основные потребительские свойства. Хотя покупатель и нарушил условия использования товара, но так как продавец не передал ему документ, в котором было указано как правильно эксплуатировать данный товар, то продавец обязан будет принять товар. 

Главное, на что требуется обратить внимание, то, что дефект может присутствовать при покупке товара – или проявиться в дальнейшем, главное, установить причину, по которой возник данный недостаток. 

При возврате некачественного товара убедитесь, что не истек гарантийный срок или срок годности товара, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи Вам товара.

Если товар является технически сложным (например, автомобили, мотоциклы, системные блоки, компьютеры, ноутбуки), вы вправе требовать возврата уплаченных за него денег в течение 15 дней со дня передачи вам товара. Позднее вы можете предъявить указанные требования лишь при обнаружения существенных недостатков товара, либо в случае нарушения продавцом установленных сроков устранения недостатков товара, а также если из-за неоднократного устранения различных недостатков товар невозможно использовать более 30 дней (в совокупности) в течение любого года гарантийного срока.

 Если досудебное урегулирование  не дало положительного результата для Потребителя, то в соответствии со ст. 17 Закона « О защите прав потребителей»  имеет право обратиться в суд  для  решения  спора в рамках Гражданско-процессуального кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ,  Закона « О защите прав потребителей» и Правил торговли.

Последние документы
kremlin.ru
Президент
Российской Федерации
council.gov.ru
Совет Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
duma.gov.ru
Государственная Дума
Российской Федерации
Government.ru
Правительство
России
sevastopol.gov.ru
Правительство
Севастополя