00:00
Суббота
20 Апреля 2024
Главная страница » Информация » Профилактика терроризма и экстремизма » Статья О. С. Зиберовой "Экстремизм в национальном сознании"
14.12.2018 16:13

Статья О. С. Зиберовой "Экстремизм в национальном сознании"

В современном обществе вопросы экстремизма звучат повсеместно. С чем это связано — с тем, что проявлений экстремизма стало больше или с тем, что понятие экстремизма вошло в обиход как юридический термин или социальное понятие и получило распространение благодаря средствам массовой информации или же российское общество, наконец, обретает осознание своей ментальности, ее значимость и потребность отстаивать.

Юридическое понятие экстремизма дано в ФЗ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1], в законе подробно изложены формы проявлений экстремизма, но для простого обывателя, закон — это или квалификация его деяний, если преступление в сфере экстремистской деятельности совершено или перечень недопустимых действий. Но что значит экстремизм для современного российского общества в целом? Думается, в современном понимании экстремизм — «как приверженность к крайним взглядам» [2] — современное понятие, сложное и многогранное. Под ним понимается не только приверженность крайним взглядам, по закону «О противодействии экстремистской деятельности» под проявлениями экстремизма понимают определенные действия. К этим действиям относят целый перечень — насильственное изменение основ конституционного строя, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т. д.

Термин «экстремизм» для российского законодательства относится к новейшей истории России. Во многом это связано и с особенностью отечественной истории в целом, когда советская эпоха закончилась и в ней осталась однопартийность, невозможность публично проявлять альтернативность в суждениях или действиях; открытостью информационных потоков; активностью внедрения иностранной моды, образа жизни и потерей собственной ментальности российского общества в начале XXI века. В отечественное законодательство «экстремизм» вошел с подписанием и последующей ратификацией Шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» в 2001 году [3]. Через год в России вступил в действие российский закон «О противодействии экстремистской деятельности». Особенностью понятия «экстремизм» является его тесная связь с понятием «терроризм». В. В. Путин на расширенной коллегии в штаб-квартире ФСБ высказался: «Прямая связь экстремистских и террористических группировок очевидна… Нужно блокировать попытки радикалов использовать для своей пропаганды возможности информационных технологий» [4]. В целом, говоря «противодействие терроризму и экстремизму», предполагается противодействие экстремизму, который нередко содействует терроризму. Связь этих понятий и явлений очевидна, но активное употребление этих понятий вместе лишает возможности глубокого осмысления понятия «экстремизм» как в национальном, так и в и индивидуальном масштабе. Сегодня речь идет о том, как российское общество должно воспринимать проявления экстремистской направленности. Для нашей страны проявления экстремизма являются особенно опасными, так как на территории России всегда сосуществовали многие народы, народности, этнические и социальные группы [5, с.33].

Экстремизм сегодня, в век информационных технологий и свободомыслия подтачивает основы конституционного строя как идеологически, так и фактически. Финансовыми основами экстремизма и терроризма выступает организованная преступность [6, с. 248–249]; сомнительные финансовые операции, в рамках которых легализуют (отмывают) денежные средства [11, с.30–32]; выводимые за рубеж денежные средства от нелегальной деятельности, так и от легальной предпринимательской деятельности [12, с.43–45]; махинации с денежными потоками и активами предприятий в оффшорных юрисдикциях [13, с. 39–42]; а также мошеннические действия в сфере безналичного денежного обращения [14]. Российское общество опирается на национальный менталитет, именно он является главной опорой самобытности России, способности противостоять крайним взглядам или действиям. Под менталитетом (от нем. — склад ума) понимают «совокупность психических, интеллектуальных, идеологических, религиозных, эстетических особенностей мышления народа, социальной группы или индивида, проявляющихся в культуре, языке, поведении» [7, с.533].

Российский национальный менталитет основан на многовековом историческом и культурном наследии, богатстве национального духа и отечественном патриотизме, духовности и национальной гордости за Отечество [8, с.63–67].

Национальный менталитет в целом можно обозначить как особенность национального мышления, носящего образный характер, базирующегося на национальном фольклоре и национальном самосознании, духовности, национальной гордости за достижения русского народа и победы в войнах за Отечество, передаваемого из поколения в поколение и способствующего формированию творческого мышления, способного преодолевать физическое, психическое и идеологическое давление. Как нельзя точно отражают характеристики национального менталитета строчки Ф. И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить» [9, с.87]. Именно поэтому при возникновении угрозы национальной безопасности, атак иноземцев русский народ сплачивался, вставал плечом к плечу и шел бой, погибая за Отечество. Лозунг: «Вставай, страна огромная, Вставай на сметный бой» как нельзя лучше подтверждает это. Вера и гордость за Отечество и стремление отстоять свою Землю отдельного человека сплачивает в масштабе всей страны, ассоциируясь единством. Как нельзя точно показывает лицо национального менталитета, преамбула к Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… сохраняя исторически сложившееся государственное единство… чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству…» [10, с.4].

Нынешний век — век идеологических, информационных и концептуальных войн, где самое слабое звено — неокрепшие умы российской молодежи. Психологи отмечают, что сейчас возраст молодежи смещается в сторону его увеличения, это связано с навязыванием компьютерной индустрии и формированием инфантильного мышления молодого человека. В настоящее время готовятся поправки в российское законодательство, по которому возраст молодежи в России будет считаться с 14 до 35 лет. Работа именно с этой группой россиян представляется наиболее важной в вопросе отстаивания идеалов национального менталитета в рамках противодействия экстремизму. Молодежь — среда, в которой один слушает другого и один авторитет для всех, где в большом почете нестандартное и радикальное, не как у старшего поколения. Современная молодежь — это потенциальная аудитория для экстремистов. Именно через молодежь экстремистские организации пытаются внедрить свои идеи в общество. Воздействуя на психику молодежи, экстремисты подают свои идея в виде неких концепций, в том числе «концепций лучшей жизни», облекая все это в информационную форму — плакаты, листовки, литературы, фильмы, музыка и др. Все это действует на психологическом уровне, превращая молодежную среду в управляемую среду. Как сделать информационные формы чистыми, свободными от экстремистских идей и концепций — работа сложная и непростая. Эта работа на государственном и общественном уровне должна идти монотонно и кропотливо, носить масштабный характер, в том числе по пропаганде патриотизма и воспитанию гордости за Отечество.

Не менее важный остается социальный уровень — микросреда, в которой находится каждый конкретный ребенок, молодой человек — дом, школа, вуз, спортивные или культурные секции.

Литература: ФЗ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 (с измен. и дополн.) // Информационная справочная система «Консультант плюс». www.wikipedia.org. Шанхайская конвенция от 15.06.2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»// Информационная справочная система «Консультант плюс». www.rg.ru/2013/02/14. Граник В. В. Характеристика экстремистских организаций и объединений // Российский следователь, № 7, 2013, С. 33. Зиберова О. С. Экстремизм в современном обществе: постановка проблемы //В сборнике: II Балтийский юридический форум «закон и правопорядок в третьем тысячелетии» Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2014. С. 248–249. Большой толковый словарь русского языка, СП(б), 2000. С. 533. Зиберова О. С. Россия: возвращение к истокам нравственности и соборности в рамках национального противодействия экстремизму // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, № 2, 2013. C.63–67. Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений, Ленинград, 1987, С.87. Конституция РФ, М., 2012, С. 4. Зиберова О. С. Критерий «подозрительности» в сомнительных финансовых операциях при легализации (отмывании) денежных средств // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2(36). С.30–32. Зиберова О. С. Способы незаконного вывода за рубеж денежных средств при совершении коммерческих операций // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1(43). С.43–45. Зиберова О. С. Офшорные юрисдикции: понятие и принципы организации, использование возможностей оффшоров в преступных целях // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3(37). С.39–42. Зиберова О. С., Зиберов С. В. Расследование хищений, совершенных с использованием электронных платежных средств // научно-практическое пособие / О. С. Зиберова, С. В. Зиберов; М-во внутренних дел Российской Федерации, Калининградский юридический ин-т. Калининград, 2011.

Автор: Зиберова Ольга Сергеевна Рубрика: Государство и право Опубликовано в Молодой учёный №29 (163) июль 2017 г. Дата публикации: 25.07.2017

Последние документы
kremlin.ru
Президент
Российской Федерации
council.gov.ru
Совет Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
duma.gov.ru
Государственная Дума
Российской Федерации
Government.ru
Правительство
России
sevastopol.gov.ru
Правительство
Севастополя