ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
А. В. Смирнова
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ,
Волгоградский филиал, г. Волгоград, Россия
Под термином «гармонизация межэтнических отношений» понимается:
– баланс между этническими и неэтническими практиками;
– поликультурализм;
– равенство этнических групп в правовом отношении;
– преобладание в общественном сознании установок на межэтническое сотрудничество и институционализация отношений межэтнической кооперации в виде различных форм социального партнёрства, фактором которого являются государственная национальная политика, консенсус в отношении национально-государственного устройства и национальной политики, этническая толерантность. [1, с. 25–26]. Аналогично этому под гармонизацией межконфессиональных отношений можно понимать баланс между незапрещёнными религиозными организациями, их равенство в правовом отношении, преобладание в общественном сознании и в сознании представителей конфессий установок на межконфессиональное сотрудничество, институционализация межконфессиональных отношений межконфессиональной кооперации в виде различных форм конфессионального партнёрства.
Одной из особенностей современного мира является глобализация. В условиях глобализации проблема гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений принимает глобальные масштабы и характеризуется поликультурным образованием, позволяющим человеку обрести способность толерантного отношения к инокультурному опыту народов не только своей страны, но и других стран. В процессе гармонизации межэтнических отношений важно учитывать, каким образом государство признаёт и уважает историю различных проживающих в нём культурных групп. Один из способов решения этой задачи – выяснение, насколько основные моменты истории или религии культурных групп отражены в национальных праздниках страны или в названиях улиц.
В последние десятилетия основная проблема достижения гармонизации заключается в обеспечении стабильных отношений между гражданами – бывшими иммигрантами, аборигенами и вновь прибывающими иммигрантами.
Проблема опыта гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в России с особой остротой обозначилась в последнее время, причина тому – устаревание законодательства, регулирующего межнациональные отношения. Например, закону о национально-культурной автономии – 18 лет, и остальные нормативные акты были приняты в 90-х годах. За это время национальная картина в стране настолько изменилась, что не стала соответствовать нормативным регуляторам прошлого века. В связи с этим возникла острая потребность в модернизации законодательства в сфере национальных отношений.
Министерство регионального развития Российской Федерации готовит пакет необходимых нормативно-правовых изменений. В нём национально-культурным автономиям (НКА) отводится центральное место в гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. НКА будут отнесены к социально ориентированным организациям, и на них будут возложены задачи адаптации мигрантов. [2, с. 5–7]
По словам министра, в ведомстве разработаны 8 стратегий, так или иначе ориентированных на гармонизацию межэтнических отношений в России, четыре из них уже направлены в правительство на рассмотрение. Большое значение имеет принятая 19 декабря 2012 года «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [3, с. 1–25] В каждом документе имеется раздел «Укрепление общероссийской гражданской идентичности» – краеугольного камня гармонизации. В разработанных стратегиях предложен комплекс мер: политических, правовых, экономических, социальных по укреплению общероссийской гражданской идентичности.
На Северном Кавказе Минрегион России реализует три федеральные программы»: по развитию Чечни, Ингушетии и «Юг России», на которые в 2008–2013 годах ушло 74 млрд руб. из бюджета. Минрегион России готовит ещё одну госпрограмму по развитию Северо-Кавказского федерального округа, которая «предусматривает вопросы межнациональных отношений, реализацию молодёжной политики, социально-экономическое развитие Пригородного района Северной Осетии.
На региональном уровне в целях гармонизации межэтнических отношений необходимо внедрять в социальную практику нормы толерантности на основе взаимного доверия и диалога. Они должны исходить из общепризнанных принципов равноправия и самоопределия народов, создавать условия для полноценной реализации свободы совести и вероисповедания; формирования межконфессиональной и межнациональной терпимости, взаимоуважения представителей всех религиозных и национальных объединения, организаций и групп.
Гражданам необходимо проявлять максимальную веротерпимость. Следует уважать обычаи и национальные традиции друг друга, воспитывать в этом духе подрастающее поколение граждан России. Не нужно поддаваться ложным верованиям и влиянию деструктивных религиозных сект, деятельность которых разрушает духовный мир человека, порабощает личность и волю, приводит к уходу из семьи и утрате материального благополучия. Надо воспринимать семью, родственные отношения как одну из самых значительных ценностей, хранить и преумножать традиции и обычаи наших отцов и дедов, и, прежде всего, исторического многовекового сосуществования, взаимопонимания и взаимоуважения всех народов нашей Великой Родины. В основе всего должен быть здоровый образ жизни, к чему нас призывают все традиционные для религии; воспринимать как пагубное зло и тяжкую греховность пьянство, наркоманию и пристрастие к азартным играм, которые приводят к деградации личности, распаду семьи, обнищанию и озлобленности. Данные обращения не потеряли своей актуальности, поэтом могут рассматриваться в качестве рекомендаций к действию.
Россия – многонациональная страна со сложной мозаикой межэтнических и межрелигиозных отношений. В каждом субъекте проживают представители коренного населения и этносы, с которыми у коренного населения сложились многолетние исторические связи. Длительное совместное проживание позволило этносам выработать подходы сглаживания межэтнических и межрелигиозных противоречий. Несмотря на это противоречия всё же существуют, а порой и обостряются. В результате возникает клубок многочисленных этнических и религиозных несоответствий, разрешить которые сможет только политика гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений – достижение баланса интересов между традиционно проживающими этносами и иммигрантами, баланса между различными религиями. Гармонизация – очень тонкий инструмент, поэтому есть необходимость раскрыть её перспективы. При решении задач гармонизации межэтнических отношений следует особое внимание уделить взаимодействию органов государственной власти с институтами гражданского общества по информационному противодействию экстремистской идеологии. Следует также активнее взаимодействовать с религиозными объединениями, традиционно действующими на территории Российской Федерации. [4, с. 45] Эффективная борьба с распространением деструктивных идей, разжигающих межнациональную и межконфессиональную рознь, только с помощью сил правоохранительных органов невозможна, здесь необходим идеологический подход, не допускающий зарождения идей терроризма у наших граждан. В этом направлении весомое слово должны сказать ведущие религиозные конфессии, а также все институты гражданского общества.
Библиографический список